Главная » 2011 » Октябрь » 3 » Китай на рынках продовольствия. Аграрная экспансия?
16:35
Китай на рынках продовольствия. Аграрная экспансия?

Кем на сегодняшний день является Китай — житницей для половины человечества или главным потребителем продуктов питания и водных ресурсов? По одним данным, якобы, идет китайская «зерновая экспансия». По другим, наоборот, Китай вынужден в десятки раз увеличивать продовольственные закупки. Как же на самом деле строятся отношения Поднебесной с мировыми аграрными рынками?

Старая аграрная модель. Почему не хватает «одной чашки риса»?

Сложившаяся в Китае аграрная модель вряд ли радует Си Цзиньпина и других руководителей. Хотя в начале реформ, в 1990-е годы она выглядела неплохо. Роспуск сельскохозяйственных коммун и введение семейного подряда на условиях длительной аренды резко симулировали тогда рыночную активность и мотивацию населения. Китай не только смог накормить 1.3 млрд. человек, но и ежегодно начал поставлять небольшую часть зерна (от 3 до 8 млн. тонн) на мировые рынки. Для ориентира, в 1998 г. в итоге агарной реформы был собран урожай в 512 млн. тонн, в 2012 г. — 589. Последнюю цифру китайцы считают на сегодняшний день рекордной.

Проблема в том, что даже при таких внушительных сборах реальный внутренний и внешний спрос значительно выше. Фактически, каждый год образуется дефицит, который покрывается за счет стратегических запасов. В основе формирования дефицита разнонаправленные тренды. С одной стороны, происходит обезземеливание крестьян, с другой — растет спрос населения на продукты питания. Лозунг «накормить одной чашкой риса» уже явно не отвечает устремлениям сегодняшних горожан.

Местные власти за бесценок скупают земли, которые затем оказываются либо в руках спекулянтов, либо крупных корпораций, строящих промышленные объекты. На этой почве происходят массовые беспорядки и волнения.

При этом уменьшается общая площадь пахотного клина, на котором китайцы умудряются производить такой же (или больший) по объему урожай, но уже за счет использования генномодифицированных сортов и гигантского количества химикатов. В 2012 г. в почву было внесено 59,2 млн. тонн различных химических удобрений, что автоматически вывело Поднебесную по этому показателю на первое (не очень престижное) место в мире. В сельском хозяйстве используется огромное количество грунтовых вод для орошения полей, что приводит к обезвоживанию.

Другими словами, для китайского руководства настало время решительных действий «на аграрном фронте». На предстоящем в ноябре 2013 года Пленуме ЦК КПК, где будут приняты стратегические решения, сельскому хозяйству будет уделено особое внимание.

Мировые рынки продовольствия. Кого Китай поглощает?

Международное измерение китайской аграрной проблемы связано с растущим импортом кормового зерна и другой сельскохозяйственной продукции, ценами на продовольствие, скупкой или арендой зарубежных плодородных земель как в дальнем, так и ближнем для Китая зарубежье. Компании КНР активно работают на мировых рынках, включая покупку, слияние или поглощение зарубежных конкурентов. Китайская корпорация по производству мяса Shuanghui Group недавно успешно переварила своего американского собрата Smithfield. Есть и другие примеры поглощений.

Китай решительно входит в новые сферы международного агробизнеса. Первый шаг на этом пути был сделан в начале 2000-х, после вступления в ВТО, когда КНР вынуждена была начать либерализацию сельскохозяйственного рынка. Нынешнее китайское руководство продолжает эту линию — стратегию глобализации и интеграции. К чему это приведет в дальнейшем, пока трудно предсказать.

Китайские эксперты называют, по крайней мере, два вероятных сценария. Один из них состоит в стремительном мирном «возвышении» КНР за счет умелого встраивания в международную сельскохозяйственную конъюнктуру, включая использование аграрных возможностей стран БРИКС и ШОС. Другой сценарий исходит из того, что в мире будет усиливаться недовольство «аграрной экспансией» Китая.

Китай и земли зарубежья. «Аграрная экспансия» или «добровольное сотрудничество»?

Ряд экспертов считают, что внутренние и внешние вызовы будут превышать реальные возможности страны, что нынешняя либеральная модель аграрных отношений заведет КНР в полный тупик. В качестве превентивной меры предлагается переходить на режим строжайшей экономии продуктов (борьба с расточительством) и усиление централизованной (социалистической) плановой системы хозяйства в деревне.

При этом эксперты разных направлений едины в том, что Си Цзиньпину и Ли Кэцяну придется искать дополнительные внутренние и внешние резервы для покрытия сложившихся «аграрных диспропорций». Уже сегодня очевидно, что собственными внутренними резервами в рамках старой аграрной модели 1990-х годов новые потребности быстро растущего Китая не удовлетворить. По оценкам, к 2022 г. по кормовому зерну и сое потребуется двукратное увеличение импорта, как и по рису и ряду других продуктов.

Китай с надеждой смотрит на плодородные земли в Африке, Латинской Америке, Центральной, Юго-Восточной Азии и России. В Эфиопии и Судане, например, власти ответили взаимностью на «земельные чувства» китайцев, сдав в долговременную аренду огромные угодья по 1 доллару за акр. Схожую схему пытались апробировать и на Филиппинах, где власти сначала сдали китайским фирмам в аренду 2,5 млн. акров для производства сельхозпродукции и ее экспорта в КНР, а затем решение отменили. Вариант не прошел, поскольку настроения «нелюбви» местного населения к китайским фермерам и их деятельности оказались выше сугубо материальных желаний местной власти.

Земли Сибири и Дальнего Востока. Зачем Чжан Дэцзян полетел в Иркутск?

Российско-китайская модель агарных отношений только формируется. В ней есть, в принципе, все — заброшенные и бескрайние поля российского Дальнего Востока и Сибири, «материальные желания» сторон, географическая близость стран и пр. Объективно на китайский интерес работает и усиливающийся отток российского населения из дальневосточных регионов. При этом российские надежды на своих, внутренних (или из стран СНГ) мигрантов, которые вот-вот заполнят все хозяйственные «ниши», как известно, не оправдались.

Российское измерение потенциально содержит для Китая важную составляющую, касающуюся водных ресурсов. Специалисты знают, что главная проблема в производстве зерна это количество использованной воды, которое в 3–4 раза больше чем объем конечного продукта. Для китайцев и нынешние водные возможности недостаточны, а когда речь пойдет об их удвоении… А тут, практически рядом, у стратегического партнера имеется самое большое в мире и самое чистое пресное озеро Байкал, а также полноводные реки Ангара, Енисей и др.

Возможно, не случайно визит третьего в китайской иерархии лица, председателя ПК ВСНП Чжан Дэцзяна в Москву завершился 25—26 сентября поездкой в г. Иркутск. В ходе встречи главы китайского парламента с губернатором области Сергеем Ерощенко была озвучена цифра в 10 млрд. долл. товарооборота области с китайскими провинциями, а также перспективные проекты в сфере производства продуктов и лесопереработки. Обсуждалась ли тема самой чистой в мире байкальской воды и возможность ее покупки Китаем, не сообщается.

В самом Китае эксперты активно и уже давно обсуждают варианты импорта байкальской воды, прикидывая экономические и экологические выгоды такого «водного сотрудничества», предлагая различные технические решения, вплоть до сооружения неких «водопроводов» из Байкала. У многих российских жителей, особенно у сибиряков, подобные планы «сотрудничества» вызывают вполне конкретные эмоции, которые даже и не нужно озвучивать.

К слову, раздражение жителей того же Иркутска растет и от повышения «химического качества» овощей, выращенных китайцами на арендованной земле. Внешне, как говорят жители, овощи выглядят аппетитно, но «есть их нельзя». Проведенная выборочная экспертиза эти опасения подтвердила. Получается, что работы и проблем у России и Китая еще очень много, включая и проблемы качества сельскохозяйственной продукции.

Источник: mgimo.ru
Просмотров: 387 | Добавил: quidimedu | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0